Картина "Крик", автор
Картина "Крик", автор Эдвард Мунк, 1893
"Крик" - икона современного искусства
Значение
Это "Мона Лиза" нашего времени. Леонардо да Винчи выразил идеал Ренессанса, изобразив безмятежность и самоконтроль. Написав картину "Крик" автор Эдвард Мунк определил, каким мы видим наш собственный век - охваченный тревогой и неуверенностью.
По сути "Крик" - это автобиографическая, экспрессионистская конструкция, основанная на реальном опыте художника. Это произошло во время прогулки, когда он закричал, пронзая природу, после того, как его два спутника, стоящие на заднем плане, оставили его.
Примечательно, что хотя сам Мунк подвергся описанному опыту, главный герой не имеет никакого сходства ни с ним, ни с кем-либо еще. Существо на переднем плане было обезличено и раздроблено до бесполости.
Его андрогинная голова в форме черепа, вытянутые руки, широкие глаза, расширяющиеся ноздри и яйцевидный рот укоренились в нашем коллективном культурном сознании. Кружащийся синий пейзаж и особенно огненно-оранжево-желтое небо породили многочисленные теории относительно изображенной сцены.
4 версии одного шедевра
Задуманная как часть полуавтобиографического цикла Мунка «Фриз жизни», картина "Крик" существует в четырех вариантах: первая картина, выполненная маслом, темперой и пастелью на картоне (1893, Национальная галерея искусств, Осло), две пастельные работы (1893, Музей Мунка, Осло и 1895, частная коллекция) и окончательная темперная живопись (1910, Национальная галерея искусств, Осло). Мунк также создал литографическую версию в 1895 году.
Различные варианты показывают творческий потенциал художника и его интерес к экспериментам с возможностями, которые могут быть достигнуты с помощью множества средств. В то время как тема его работ неизменна - отношения, жизнь, смерть и страх.
"Крик", 1910
Описание
Несмотря на всю свою известность, «Крик», на самом деле, является удивительно простой работой, в которой художник использовал минимум форм для достижения максимальной выразительности.
Картина состоит из трех основных областей. Это мост, который простирается под острым углом слева, заполняя передний план. Пейзаж береговой линии, озера или фьорд и холмы. И небо, которое активируется изогнутыми линиями в оранжевых, желтых, красных и сине-зеленых тонах.
Передний план и задний план сливаются, а плавные линии холмов также пронизывают небо. Человеческие фигуры резко отделены от этого пейзажа мостом. Его строгая линейность обеспечивает контраст с формами ландшафта и неба. Две безликие вертикальные фигуры на заднем плане соответствуют геометрической точности моста, в то время как линии тела, рук и головы фигуры на переднем плане принимают те же изогнутые формы, которые доминируют на фоне ландшафта.
Таким образом, кричащая фигура связана с помощью этих формальных средств с естественным царством, что, очевидно, и было намерением Мунка.
Вот как сам автор описывает эмоциональный порыв, вдохновивший его на создание картины, в своем дневнике от 22 января 1892 года:
Я шел по дороге с друзьями. Садилось солнце. Небо стало кроваво-красным. Меня охватила тоска. Я стоял смертельно усталый на фоне темной синевы. Фьорд и город повисли в огненных языках пламени. Я отстал от друзей. Дрожа от страха, я услышал крик природы.
Переходите на домашнюю страницу Страны советов, чтобы узнать больше интересных историй.
Визуальные средства
Фигура на мосту, которая может быть даже символом самого Мунка, чувствует зов природы, звук, который ощущается внутри, а не слышится ушами. Тем не менее, как это ощущение может быть передано визуальными средствами?
Подход Эдварда Мунка к переживанию синестезии или объединению разных чувств (например, вера в то, что можно передать цвет или запах музыкальной ноты) приводит к визуальному изображению звука и эмоций.
Таким образом, «Крик» представляет собой ключевую работу для движения символистов, а также важное вдохновение для движения экспрессионистов в начале двадцатого века.
Художники-символисты из разных стран мира сталкивались с вопросами, касающимися природы субъективности и ее визуального изображения. Вот что сам Эдвард Мунк написал в записной книжке о субъективном видении в 1889 году: «Не стул, который нужно красить, а то, что чувствовал по отношению к нему человек».
Как и в «Звездной ночи» ван Гога, пейзаж картины «Крик» состоит во многом из закручивающихся линий, он почти вибрирует, угнетая и подавляя своей мощью. В манере истинного художника-экспрессиониста Мунк использует яркие красочные образы, чтобы выразить свое хаотическое эмоциональное состояние. Художник привлекает внимание к кратковременной интенсивности ландшафта с ярко насыщенными контрастными цветами, когда «красное» небо зажигается над «голубовато-черной» водой.
Откуда исходит крик?
Использование слова «кровь» в цитате Мунка в сочетании с кружащимися теплыми цветами на заднем плане, наводит на мысль о внешней физической угрозе. Каков источник насилия в этом, казалось бы, изолированном ландшафте в Норвегии?
Источники указывают, что в пределах слышимости от места, изображенного на картине «Крик» находилась скотобойня. Ее близость может служить причиной неоднократных упоминаний «крови» в связи с картиной. Призрачные крики умирающих животных объясняют «бесконечный крик природы», который слышал художник.
Кроме того, как и Винсент ван Гог, Эдвард Мунк на протяжении всей своей жизни боролся с тревогой и безумием. Его сестра также страдала психическими расстройствами и была госпитализирована в то время, когда художник писал картину в 1893 году.
Наряду со скотобойней, психиатрическая клиника, где находилась собственная сестра Мунка, также располагалась совсем рядом. Слышал ли Мунк на самом деле крики из пристанища для безумцев?
Новаторство
Первая версия картины норвежского художника Эдварда Мунка «Крик» (1893) была написана в конце девятнадцатого века во время уникального переходного периода в истории искусства, который иногда называют «Фин де Сикл» (конец века).
В то время как художники когда-то были заинтересованы в объективной живописи своих предметов, поскольку их успех часто измерялся их техническим мастерством, к концу девятнадцатого века смелые художники, такие как Эдвард Мунк, начали использовать искусство для выражения внутренних мыслей, чувств и эмоций, часто пользуясь яркими, преувеличенными цветами и простыми формами.
Хотя искусствоведы критиковали новый стиль и считали слишком радикальным для своего времени, такие художники, как Мунк и даже Винсент ван Гог, проложили путь экспрессионизму и еще более прогрессивным современным художественным движениям двадцатого века.
Толкование
Со времени создания первого полотна "Крик" многие критики и ученые пытались определить, что в точности изображено на картине. Например, утверждалось, что неестественно резкие цвета неба, возможно, были вызваны вулканической пылью в результате извержения Кракатау в Индонезии, в результате чего наблюдались захватывающие закаты по всему миру в течение нескольких месяцев после этого.
Однако это событие произошло в 1883 году, за десять лет до того, как Мунк написал первую версию «Крик». Как показывает запись в журнале Мунка, написанная на юге Франции, но напоминающая о вечере в норвежских фьордах:
«Крик» - это скорее запоминающаяся сенсация, а не воспринимаемая реальность.
Историки искусства также отмечают сходство фигуры с перуанской мумией, которая была выставлена на Всемирной выставке в Париже в 1889 году (артефакт, который также вдохновил художника-символиста Поля Гогена) или с другой мумией, выставленной во Флоренции. Хотя такие события и объекты являются визуально правдоподобными, влияние произведения на зрителя не зависит от его знакомства с точным списком исторических, натуралистических или формальных источников.
Почему картина так знаменита?
В чем смысл картины "Крик" автора Эдварда Мунка? Крик - это прежде всего звук и слуховое ощущение. Вопли умирающих животных и крики, доносившиеся из сумасшедшего дома по соседству, какими бы слабыми они ни были, придают картине дополнительный и мощный личный смысл.
Однако одна из причин, почему эта картина до сих пор так знаменита - ее универсальность. Любой может посмотреть на "Крик" и почувствовать что-то свое.
Скорее всего, художник стремился выразить внутренние эмоции через внешние формы и таким образом обеспечить визуальный образ для универсального человеческого опыта.
Судьба картины
Как и "Мона Лиза", картина "Крик" была целью нескольких громких художественных краж. В 1994 году одна из версий была похищена из Национальной галереи и возвращена месяцев спустя.
Пастельная версия картины 1895 года была продана на аукционе Sotheby's за рекордную сумму 120 миллионов долларов США на аукционе 2 мая 2012 года.
"Крик", 1895
При учете инфляции, самая высокая цена на аукционе была заплачена за "Портрет доктора Гаше" ван Гога , который был продан за 82,5 миллиона долларов в 1990 году, или около 151 миллиона долларов в пересчете на 2012 год. Поступали сообщения о том, что в 2011 году "Игроки в карты" Сезанна были проданы в частном порядке за 250 миллионов долларов.
6 фактов, которые вы могли не знать о "Крике"
Это самое навязчивое и знаковое лицо искусства. Универсальный символ тревоги.
"Тот самый крик", литография, 1895
- Картина Мунка была украдена не один раз, а дважды!
Первый раз был в 1994 году, когда воры залезли в окно и украли картину "Крик" из Национальной галереи в Осло. К счастью, она был найдена и возвращена через три месяца.
В следующий раз вооруженные грабители ворвались в Музей Мунка в 2004 году, украв другую версию "Крика", а также "Мадонну" художника . Обе картины оставались пропавшими до 2006 года. Были опасения, что они повреждены или, в худшем случае, уничтожены. К счастью они тоже были возвращены в целости и сохранности.
Эдвард Мунк, "Мадонна", литография, 1895/1902. Музей Мунка.
- По иронии судьбы, процесс консервации, предпринятый после возвращения картины в Музей Мунка, возможно, не слишком порадовал бы художника
Фотография Мунка снаружи с двумя картинами, 1909. Музей Мунка.
Эдвард Мунк, вероятно, воспринял бы какие-либо признаки этого периода жизни картины как часть ее художественного развития.
Он хотел, чтобы люди увидели, как его работы развивались и менялись в течение всей их жизни, и рассматривал любой ущерб, который они понесли по пути, как естественный процесс. Художник оставлял произведения искусства незащищенными на открытом воздухе и в его студии, заявляя, что «им полезно постоять за себя».
- Этот эскиз под названием "Отчаяние" сделан в 1892 году до "Крика", и, возможно, показывает момент изоляции, которую Мунк почувствовал как раз перед тем, как «крик пронзил природу»
Эдвард Мунк, эскиз "Отчаяние". Древесный уголь и масло, 1892 . Музей Мунка.
- Фигура на картине "Крик" на самом деле не кричит
Фрагмент картины "Крик", 1895, надпись на немецком языке. Музей Мунка.
Настоящий крик, утверждал Мунк, исходил из окружения человека. Художник написал на немецком языке: «Я ощутил пронзительный крик природы» внизу своего произведения 1895 года. Первоначальное название работы Мунка было "Крик природы".
Фигура пытается заглушить "крик", который она слышит отовсюду. Она кажется невыразительной, бесполой, де индивидуализированной и, возможно, это одна из причин, почему она стала универсальным символом тревоги.
- Мощный эмоциональный накал "Крика" оказал влияние на повседневную жизнь. Картина стала одним из немногих произведений искусства, которые можно превратить в эмодзи.
- Сюжет картины часто используют современные художники
Питер Брукс (р. 1943), "Крик", 2017
От Энди Уорхола до манги и от масок на Хэллоуин до одноименного фильма ужасов, «Крик» продолжает очаровывать людей и влиять на визуальную культуру и по сей день. Британский художник Питер Брукс использовал изображение в качестве основы для этого рисунка, опубликованного в The Times в 2017 году.
Современные интерпретации
Учитывая волнующий сюжет и видное место в истории искусства, многие современные художники решили создают свои собственные представления о культовой композиции Эдварда Мунка. Их творчество охватывает множество сред и материалов, в том числе:
Цифровая живопись
Световая живопись
Картон
Лего
Карандаши
Еда
Резьба по тыкве
Татуировки
Волосы
Кроме того, некоторые художники творчески сочетают узнаваемый сюжет картины с другими произведениями искусства, такими как «Звездная ночь» Ван Гога, «Большая волна» Хокусая и «Постоянство памяти» Сальвадора Дали.
Наследие Мунка
21 февраля 2012 года:
Картина "Крик" автора Эдварда Мунка будет выставлена на продажу на аукционе Sotheby's в Нью-Йорке 2 мая, сообщил аукционный дом во вторник утром. Сотрудники подсчитали, что это может принести более $ 80 млн.
Эдвард Мунк (1863-1944) сделал четыре варианта композиции, ставшей воплощением тоски и экзистенциального ужаса. Три из них находятся в норвежских музеях, четвертый - в частных руках. Его продает Петтер Ольсен, норвежский бизнесмен и наследник судоходства, чей отец, Томас, был другом, соседом и покровителем художника.
“Я прожил с этой картиной всю свою жизнь", - сказал г-н Ольсен в телефонном интервью, объяснив, что она висела в столовой его семейного дома в Осло вместе с другими работами Мунка, включая портрет матери г-на Ольсена, написанный в 1932 году.
Он решил продать ценную работу, потому что владеть одной из историко-художественных ценностей - это “огромная ответственность’, - сказал он.
Г-н Ольсен также пытается собрать деньги для строительства культурного центра в Рамме, примерно в 25 милях к югу от Осло, на территории, где Мунк жил с 1910 года до своей смерти в 1944 году. В состав центра войдет художественная галерея, где он намерен показать серию тематических летних выставок в сотрудничестве с Музеем Осло; эти выставки будут включать работы из его обширной коллекции картин Мунка. Он также планирует восстановить дом и студию Мунка, которые также будут открыты для публики.
Эта версия картины отличается от других в нескольких отношениях. Это самая красочная из четырех, и единственная версия, оригинальная рамка которой была подписана вручную художником со стихотворением, описывающим прогулку на закате (“я почувствовал дуновение меланхолии - я стоял / неподвижно, смертельно устал”). Это также единственный "Крик", в котором одна из двух фигур на заднем плане поворачивается, чтобы посмотреть на городской пейзаж.
" Крик" уникален, - сказал Саймон Шоу, который возглавляет отдел импрессионистов и современного искусства Sotheby's в Нью-Йорке, в телефонном интервью. - Все это знают, но, как ни парадоксально, мало кто когда-либо видел это лично. Когда вы стоите перед картиной, это действительно очень страшно. У него есть сила шокировать.’’
Картина, которая кипит от движения, кажется написанной с взрывной силой, и результат - подлинное выражение взволнованного ума. Он стал осознаваться как действительный ментальный образ экзистенциального страха цивилизованного человека.
С этим мотивом Мунк уходит с центрального перспективного поля, на сцене которого со времен Возрождения разыгрывалась живопись.
В "Philosophie der Kunst" Шопенгауэр утверждал, что пределом выразительности произведения искусства является его неспособность воспроизвести крик "das Geschrei". Именно такое название Мунк должен был дать своему мотиву. Он, по-видимому, почти хотел исправить утверждение философа, и его решение проблемы покоится на современных теориях синестезии, где световые и цветовые импульсы могут производить впечатление звука, и наоборот.
Гуашь в музее Эдварда Мунка, датированная 1892 годом, показывает, как Мунк экспериментирует, находя свой путь к окончательной форме картины.
Другие художники на рубеже веков, такие как Фелисьен Ропс, Фернан Хноппф, Гюстав Моро и Джеймс Энсор, также стремились к личной основе своего искусства, но ни один из них не развивал такого уникального "частного" символизма на основе личного травматического опыта.
У Мунка хватило мужества выставить напоказ свою собственную жизненную ситуацию - лишенную всякой жалости к себе. В терминах Юнга он кристаллизует архетипические образы и символы человеческого экзистенциального опыта, и он воплощает эту кристаллизацию лучше всего в "Крике". На картине почти абстрактная фигура на переднем плане делает конкретным и олицетворяет экзистенциальный страх современного человека.
Это и есть экспрессионизм, как его понимал Мунк: крайне субъективное, экзистенциальное искусство, сохраняющее нечто оригинальное и примитивное, что заставило одного из его друзей в Берлине в 1890-е годы написать со ссылкой на Гогена:
"... ему не нужно ехать на Таити, чтобы увидеть и испытать первобытную природу человека. Он носит свой собственный Таити внутри себя...'
С величайшей последовательностью на протяжении всей своей жизни Мунк создавал работы , которые не только позволили глубочайшим проблемам века жить в наше время, но которые также говорят о человеческом существовании то, что трудно выразить словами. Вплоть до последних дней своей жизни, Мунк проливал свет на тревогу как экзистенциальную проблему.